Четвертая Летняя школа для учителей
Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ провела четвертую летнюю школу для учителей средних школ и методистов научно-методических центров. Рассказывают руководитель этой дирекции Тамара Протасевич и заместитель заведующего отделением программной инженерии ВШЭ Римма Ахметсафина.
— Тамара Анатольевна, в этом году на Летнюю школу приехали учителя математики, экономики, информатики, обществознания и впервые — истории. С чем это связано?
— Как я уже говорила в своем интервью для новостной службы портала, предметная специализация наших летних школ определяется, прежде всего, направлениями олимпиадных состязаний. В этом году в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Министерством образования и науки РФ, вошла олимпиада НИУ ВШЭ по истории, и в связи с этим в рамках школы была организована группа для учителей истории. Как и в работе с учителями других специальностей, в случае с учителями истории наша задача — способствовать повышению их профессиональной квалификации в работе с одаренными школьниками. Мы уверены, что учитель, обладающий необходимыми методическими знаниями и умениями в работе с детьми, может, во-первых, помочь способным школьникам в подготовке к олимпиадам (которые с каждым годом становятся все более серьезным интеллектуальным испытанием), а во-вторых, выявить и развить потенциал ребят для будущих достижений.
— Каков был состав прошедшей школы? Из каких регионов приехали учителя в этом году?
— География наших участников с каждым годом расширяется. В этом году на школе были представлены учителя из 33 регионов России: самая большая группа — 18 учителей приехали из Якутии, 9 человек приехали из Белгородской области, из Красноярского края — 8, из Мурманска – 7 человек, также были слушатели из Татарстана, Южной Осетии, Ханты-Мансийска, Чувашии и Киргизии. Всего в школе приняло участие 177 слушателей. Если же говорить об иных, неколичественных, характеристиках аудитории, то к нам идут заинтересованные, увлеченные своим делом педагоги. По отзывам экспертов, преподававших на летней школе, слушатели демонстрировали искреннюю готовность воспринимать новую информацию, задавали множество дополнительных вопросов, с неохотой отпускали преподавателей после занятий.
— Каковы условия участия в школе для учителей?
— Для слушателей школа бесплатна, также мы помогаем им с местом проживания в Москве, дорогу и питание они оплачивают самостоятельно. Насколько мы знаем, многих учителей делегируют образовательные учреждения.
— В каком формате проходят занятия Летней школы?
— Занятия проходят в очной форме: ежедневные лекции, семинары, мастер классы. В этом году занятия проводились в здании ВШЭ в Малом Гнездниковском переулке. Его удобное расположение позволило нашим слушателям разнообразить свою культурную программу, предполагаю, что они побывали практически во всех театрах, расположенных в центре Москвы. В этом году для слушателей подготовлен углубленный курс, посвященный психолого-педагогическим аспектам выявления одаренности, его провела психолог, лауреат премии Правительства РФ в области образования Елена Леонидовна Мельникова. Помимо лекций, семинаров, мастер-классов, тренингов в этом году для учителей обществознания и истории был организован выездной семинар в Центральной избирательной комиссии РФ, где прошла встреча наших слушателей с ее председателем Владимиром Евгеньевичем Чуровым.
— Как вы оцениваете результаты этой школы?
География наших участников с каждым годом расширяется. В этом году на школе были представлены учителя из 33 регионов России: самая большая группа — 18 учителей приехали из Якутии, 9 человек приехали из Белгородской области, из Красноярского края — 8, из Мурманска – 7 человек, также были слушатели из Татарстана, Южной Осетии, Ханты-Мансийска, Чувашии и Киргизии.
— Каждый год мы собираем участников отзывы по окончании школы; судя по ним, эта школа действительно прошла плодотворно, причем было интересно не только учителям, но и тем, кто вел с ними занятия — эксперты отметили высокий уровень подготовки слушателей школы. Нам, конечно, приятно получить высокую оценку уровня организации школы и качества преподавания, но основной результат, который мы можем увидеть только спустя некоторое время, — это количество и уровень подготовки школьников, которых подготовят к олимпиадам слушатели нашей программы. Ранее прошедшие олимпиады позволяют надеяться, что таких школьников будет немало.
Комментарий руководителя программы Летней школы по информатике, заместителя заведующего отделением программной инженерии ВШЭ Риммы Ахметсафиной:
— В этом году Летняя школа для учителей информатики прошла во второй раз. И нам было приятно видеть среди участников знакомые лица. Как признались сами учителя, некоторые из них решили приехать к нам еще раз потому, что у них накопились вопросы к преподавателям, других заинтересовала новая программа. На мой взгляд, желание повторно поучаствовать в школе — лучшее признание для ее организаторов. В этом году мы полностью посвятили занятия особенностям работы с одаренными ребятами, подготовке к олимпиадам и решению усложненных заданий. Программа была очень разнообразной. Она включала в себя лекции Ольги Максименковой по языку программирования C#. Слушателям рассказали о некоторых алгоритмах, которые могут пригодиться в решении олимпиадных задач. Константин Дегтярев посвятил свои занятия сложностям, с которыми сталкиваются вчерашние школьники во время адаптации к учебе в университете, и их преодолению. Большой интерес вызвали лекции Михаила Густокашина, одного из организаторов Московской олимпиады по информатике для школьников, о различных аспектах подготовки к олимпиадам. По окончании занятий участники проходили тестирование, результаты которого говорят об их серьезном отношении к учебе в рамках Летней школы.
Людмила Мезенцева, Виктория Носик, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников
Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).
Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки
В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.
В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”
В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.
Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике
Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».
Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ
В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»
В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.
«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»
28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.
Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.