• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей ВШЭ обеспечит профильное обучение старшеклассников

Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики возьмет на себя до половины элитного среднего образования в столице. О соответствующем соглашении «о разделе сфер влияния» с Департаментом образования Москвы, о том, на каких условиях НИУ ВШЭ займется московской школой, о платном и бесплатном образовании и о многом другом «МК» рассказал ректор Вышки Ярослав Кузьминов.

— Ярослав Иванович, готова ли наша школа к переходу на стандарт профильного обучения в старших классах?

— И да и нет. С одной стороны, хороших учителей, готовых дать углубленные знания по своему предмету, хватит (по крайней мере, в крупных городах). Заниматься с сильными, мотивированными учениками — это удовольствие для учителя. С другой, есть проблема с самой профилизацией. Одно дело — углубленная математика или литература. Но в нашей школе нет предметов, ориентирующих в наборе профессий взрослого мира. В школьной программе представлено не более 20% наук, изучаемых в вузах, причем за скобками остаются даже самые массовые профессии, как врач, инженер, юрист или экономист. Работа инженера не сводится к применению принципов физики и химии. В школе нет проектов, а именно созданием и оценкой проектов занимается большинство профессионалов. Из школьного курса обществознания не поймешь, чем занимается экономист или политолог, — это, скорее, политграмота на уровне Ленинского уголка воинской части советских времен.

— Так ведь все вузы, как правило, имеют подготовительные курсы...

— Курсы, во-первых, соответствуют предметам школьной программы, а не вузовской. Во-вторых — они платные. В-третьих — это вечерние занятия, дополнительные к школьной нагрузке. У нас в Вышке давно работает факультет довузовской подготовки, мы будем его развивать и дальше. Пытаемся там давать и курсы профориентации. Но те ограничения, о которых я сказал, они относятся и к нему.

Олимпиады школьников — еще один канал ранней профориентации, но он ориентирован на результаты. Олимпиадное движение не включает собственной подготовки школьников — вокруг олимпиад также нарастает система платной подготовки, свои репетиторы или курсы при вузах. Опять же 90% олимпиад — это творческие испытания по школьным, а не профессиональным предметам.

В новом Законе об образовании вузы получили право заниматься общим образованием — другими словами, иметь в своем составе школы. Думаю, что вот это — перспективная норма. Она может позволить организовать реальную профилизацию старших школьников в масштабах куда больших, чем те несколько специализированных интернатов при вузах, которые существовали давно. Поэтому Вышка в прошлом году выступила с инициативой — создать такой университетский лицей с профилизацией, соответствующей нашим основным специальностям.

— Эта модель профильного обучения и легла в основу соглашения Вышки с Департаментом образования Москвы?

— Да, весной 2013 года по договоренности с руководством Москвы мы открыли лицей в составе ВШЭ. Это только 10-й и 11-й классы. В этом возрасте школьники уже достаточно взрослые, чтобы воспринимать университетских преподавателей, работать самостоятельно — словом, получать преимущества от университета.

Первый, прошлогодний набор (всего около 60 человек) был пилотным, без разбивки по специализации. Но в 2014 году лицей разворачивается в полном масштабе. Мы примем в 10-й класс 700 человек.

С этого года в лицее будут созданы шесть крупных направлений: математика и компьютерные науки, социально-экономическое, право, гуманитарные науки и психология, востоковедение, дизайн

— Это же будет крупнейшая школа в России!

— Да, 28 десятых классов — конечно, это условный подсчет, занятия будут проходить и в лекционном формате, для 100-150 человек, и в малых группах по 4-5.

С этого года в лицее будут созданы шесть крупных направлений: математика и компьютерные науки, социально-экономическое, право, гуманитарные науки и психология, востоковедение, дизайн. На каждое будет отдельный прием. За каждое направление будет отвечать группа факультетов Вышки.

Трагедия сегодняшней даже не школы — системы образования в целом — она крадет у человека самые креативные годы, 15-17 лет. В эти годы надо увлекаться, строить проекты, а мы заполняем ему это время колоссальным объемом зубрежки, подготовки к экзаменам, где ты должен на каждый вопрос ответить правильно. Мы выращиваем из взволнованного отрока механического карьериста, цель которого — не создать что-то свое, а поступить.

— Вы автор ЕГЭ и, как Тарас Бульба, убиваете собственного сына...

— Ошибаетесь. ЕГЭ ничего не изменил в этом отношении, система зубрежки действовала до ЕГЭ как подготовка сначала к выпускным, а потом к вступительным экзаменам. ЕГЭ просто несколько уравнял шансы для людей, которые не имеют возможностей нанять репетиторов из нужного вуза. Но ЕГЭ не ставил и не мог ставить задач изменения школы в целом.

Слушайте, да если бы мы в 2000 году знали, как избавить старшую школу от зубрежки, мы бы решали эту задачу как первоочередную, и не ЕГЭ был бы главным инструментом образовательной реформы. К сожалению, нет такого рецепта для всех школ, для всей страны. Состояние учительского корпуса, методическая база, да и финансы не позволяли это сделать тогда, не позволяют и сейчас.

Лицей — это то, что мы можем реализовать, сначала на базе Высшей школы экономики, МИФИ, РГГУ и еще ряда хороших московских вузов. Университеты задолжали школе, надо эти долги отдавать.

И в нашем проекте речь не идет об обходе ЕГЭ — у выпускников лицея не будет никаких формальных преимуществ, они будут сдавать ЕГЭ, как все. Не будет никакого отдельного пути в Вышку. Мы не для этого проект затеваем. Просто в университетах есть кадровый и организационный потенциал, который способен качественно изменить нашу старшую школу. Мы мобилизуем этот потенциал.

— Есть ложка дегтя в опыте замечательных физматшкол при вузах. Став студентами, их выпускники теряют интерес к учебе — скучно, они уже прошли этот материал...

— Мы знаем этот опыт и не собираемся заранее учить лицеистов по программе 1-2-го курсов. Мы, безусловно, дадим основы выбранного школьником предмета, но не одного, а целого блока смежных предметов. Например, выбравший экономику будет изучать не только ее, но и основы бизнеса и менеджмента, социологию, психологию, право. Плюс экономическую историю и историю экономической мысли — пусть в лицее изучают классиков, на чтение которых у студентов потом не будет времени. Придет со временем такой студент на экономфак, а он уже читал Адама Смита, Маршалла, Кейнса.

У выпускников лицея не будет никаких формальных преимуществ, они будут сдавать ЕГЭ, как все. Не будет никакого отдельного пути в Вышку. Мы не для этого проект затеваем

«Блоковая» структура учебного плана должна помочь лицеистам выбрать «свое» направление не на основе разговоров и чужих мнений, а на базе собственного опыта, сформировавшегося увлечения предметом. У нас уже есть такой опыт в пилотных классах лицея: ребята, пришедшие с четкой ориентацией на экономику, переориентировались на социологию, на философский факультет.

Сегодня рынок труда меняется. Экономисты, юристы, менеджеры сохраняют свое первое место по доходам и карьере, но инженеры, врачи, представители гуманитарных специальностей, ученые к ним подходят все ближе. У завтрашних абитуриентов уникальная возможность — построить карьеру, не ломая себя, а следуя своим склонностям.

— А сколько надо будет платить за обучение, за сервисы университета?

— Лицей будет полностью бесплатным, мы об этом договорились с мэром Сергеем Собяниным. Прием в 700 человек сразу на треть увеличит высококачественный сектор среднего образования Москвы. Москва профинансирует обучение в лицее по нормативам обычной школы — около 125 тыс. рублей в год, остальное вложим мы.

— Никаких заработков, одни вложения! В чем же тогда интерес Вышки?

— В воспитании своего абитуриента! К нам часто идут за дипломом Вышки — брендового, раскрученного вуза. С карьерной точки зрения это оправданно, однако учить студентов-карьеристов неинтересно. Гораздо приятнее работать с ребятами, бескорыстно увлекающимися предметом, а потому способными на креатив в процессе обучения. Наш лицей поможет им понять, какой специальностью они хотят заниматься. А со временем мы распространимся по всей Москве.

— То есть?

— В Департаменте образования считают, что лицей Вышки должен присутствовать не только в Центральном, но и в ряде других московских округов. Поэтому по договоренности с правительством Москвы в дополнение к уже имеющемуся зданию на будущий год мы планируем открыть еще два отделения лицея — предположительно, на Красносельской и в Строгине. В последнем мы думаем развивать направления, связанные с компьютерными науками, поскольку в этом районе построен новый корпус нашего инженерного подразделения — МИЭМ. Кроме того, практически во всех округах Москвы мы запустим другую модель профильного обучения — университетский кластер. В его рамках в крупных образовательных центрах, находящихся в ведении Департамента образования, мы будем поддерживать профильное обучение по нашим основным специальностям. Будем отвечать на наиболее массовый запрос — помогать профильному обучению по экономике, компьютерным наукам, прикладной математике.

Таков наш «социальный оброк» городу!

Для представителей творческих профессий, включая преподавателей, важны не только деньги, но и так называемая нематериальная составляющая вознаграждения — свободное время, необходимое для творческого развития

— Для лицеев вам понадобится уйма учителей. Наберете?

— Отбор шел все время, а скоро мы объявим открытый конкурс, чтобы увидеть предложения тех, кого мы пока не знаем. Но это касается в основном тех предметов, которые не представлены в самой Вышке: химии, биологии, географии, физики... Наша обязанность — дать шанс лицеисту, несмотря на то, что он выбрал, скажем, гуманитарное направление или дизайн, встретиться в школе с очень хорошим учителем по каждому предмету школьной программы. В отношении же профиля — у нас работают 3 тыс. ученых, так что мы не только 28, а и 100 классов в Москве обеспечим! Что же касается того, могут ли учить школьников не учителя, а вузовские преподаватели, то продвинутые старшеклассники в школу почти не ходят. Они ходят в вузы — на подготовительные курсы и к репетиторам.

— К слову, учителя жалуются, что рост их нагрузок опережает рост зарплат, а сейчас их вдобавок заставляют отсиживать внеурочные часы в школе. Эффективен ли, по-вашему, такой контракт с учителем?

— Простое повышение зарплат — это никакой не эффективный контракт! Есть профессии, где работают за деньги по часам или по выработке — скажем, монтажники или водители. А для представителей творческих профессий, включая преподавателей, важны не только деньги, но и так называемая нематериальная составляющая вознаграждения — свободное время, необходимое для творческого развития. Именно такой контракт и имел в виду президент, но некоторые исполнители указа пошли по простому пути: повысили зарплаты не хорошим учителям, а всем подряд, а когда денег не хватило, добыли их, сократив штаты и увеличив нагрузку. Есть же другие пути — например, ввести должности помощников учителей из числа студентов или старшеклассников, которые за меньшие деньги будут проверять домашние задания, давать базовые консультации по предмету. Учитель не должен стоять у конвейера: перегрузка ломает творческое отношение к предмету! При нагрузке 25 и больше классных часов в классе в неделю трудно быть хорошим учителем, педагог должен иметь свободное время, чтобы не только покупать книги, но и успевать их читать.

— Так что Вышка в 2014 году существенно расширяет свое образовательное предложение москвичам...

— Да. Я перечислю все, что у нас сегодня работает.

Это лицей ВШЭ, куда принимаем 700 человек после 9-го класса. Это университетский школьный кластер ВШЭ, охватывающий все классы. Это 69 базовых школ ВШЭ, где мы ведем занятия в профильных классах или оказываем методическую помощь учителям. А также знаменитый, не побоюсь этого слова, факультет довузовской подготовки ВШЭ — полторы тысячи человек на стационарной подготовке к ЕГЭ и профильным олимпиадам. Еще можно сказать про клуб «Эрудит» — это уникальная программа для школьников 7-9-го классов, в основном с игровыми формами освоения материала. Есть еще интернет-школа ВШЭ — среди 15 тысяч ее пользователей москвичей не так уж много (что понятно), но они есть, и это хорошая возможность для тех, кому по каким-то причинам сложно добираться.

Марина Лемуткина

Вам также может быть интересно:

Стартовал прием заявок от школьников и студентов на Всероссийский конкурс проектов с открытым кодом — 2025

Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) открыло прием заявок на новый сезон Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом. К участию приглашаются школьники и студенты вузов и колледжей, которые разрабатывают собственное программное обеспечение с открытым кодом или участвуют в доработке и развитии уже существующих проектов. Регистрация открыта до 1 марта 2025 года на сайте.

Состоялся финальный этап Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»

Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» — совместный проект НИУ ВШЭ и 15 ведущих вузов России. Интеллектуальное состязание проходит при поддержке Российской академии наук и Министерства науки и высшего образования РФ. Стратегическим партнером выступает VK Education.

«Экологическое мышление становится нормой современного человека»

В конце ноября московские школьники — участники проекта «МосЭкоШкола» представили проекты для экологичной столицы. Старшеклассники продемонстрировали свое видение будущего экологичного мегаполиса и отразили собственный вклад в его создание. Организаторами конкурса выступили Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы и Институт экологии НИУ ВШЭ.

Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior

Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.

Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации

В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.

Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня

Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.

Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО

О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.

«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке

Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent  при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.

YOUPITER в питерской Вышке: планета начинающих медийщиков

В мае в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялся пятый Всероссийский медиафестиваль YOUPITER, объединивший талантливых школьников, студентов-наставников и опытных специалистов в сфере медиа. Более 100 старшеклассников из 12 городов России на протяжении трех дней создавали проекты по теме «Неформальный Петербург». Партнерами фестиваля выступили «ВКонтакте», «Яндекс» и другие компании.

«Вы — национальная гордость, лучшие из лучших»

В середине мая состоялся финальный турнир «Знание.Игра» чемпионата России по «Что? Где? Когда?» среди школьников и студентов колледжей. Команда Лицея НИУ ВШЭ в Москве вошла в число призеров соревнований, заняв третье место. Всего в масштабном интеллектуальном соревновании, организованном Российским обществом «Знание» в партнерстве с правообладателем Продюсерским центром «Игра-ТВ», приняли участие свыше 120 тысяч учащихся, представляющих порядка 14 тысяч учебных заведений.