• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Одна из наших задач — подготовка нового поколения востоковедов»

Алексей Маслов, заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики, — лучший лектор 2011 года, по мнению студентов-востоковедов ВШЭ.

— Алексей Александрович, студенты проголосовали за вас как за лучшего лектора, стал ли для вас неожиданностью их выбор?

— Я читаю для первокурсников два курса: «Введение в востоковедение» и «Социально-культурные традиции Китая». Помимо того, что это базовые курсы для подготовки востоковедов, это еще и очень интересные предметы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что студенты меня выбрали, традиции изучаемой страны — это то, что всех интригует. Даже для обычного прохожего на улице интересно: что такое фэн-шуй, как едят палочками, быт, жилище, национальные праздники и, конечно, все это студенты должны знать. В рамках данных курсов, кроме лекционного материала, я использую презентации и фрагменты из кинофильмов, что дополнительно вовлекает ребят в учебный процесс и подогревает их интерес. Но не один я был назван лучшим на нашем отделении — у нас восемь человек были признаны лучшими преподавателями, в основном это преподаватели восточных языков.

— Какова специфика преподавания востоковедческих дисциплин?

— Востоковедение — это особенная наука, истоки которой лежат в увлечении европейцев восточными языками и Востоком в целом (Индией, Китаем, Японией, арабскими странами), она начиналась как часть филологии и как прикладная наука, изучавшая не столько традиции, сколько этнопсихологию. Европейцы, прибывшие на Восток в XVII-XVIII веках, сталкивались с необычными для них верованиями, нравами и обычаями. Оказалось, что существует огромный регион, который живет вне знания о христианстве, и при этом живет хорошо, что было, конечно, «неправильно» с точки зрения европейцев. Возникла необходимость понять, что такое Восток, что он таит в себе, как с ним надо общаться, и что из него можно извлечь. Настоящее изучение Востока начиналось тогда, когда возникала потребность решать не теоретические, а практические вопросы. Например, для исследования Востока много сделали французы, во многом благодаря наполеоновским походам в арабские страны.

А вот российские востоковеды поспели к «шапочному разбору», серьезные исследования в этой области начинаются только в конце XVIII века. К тому же России надо было вырабатывать свои собственные подходы к Востоку, учитывая ее территориальную близость с восточными странами. Зато многие российские исследования и практические рекомендации оказались действительно передовыми для своего времени. В советской России сложилась своя школа востоковедения, определенные традиции и методы обучения, которые транслировались из поколения в поколение при подготовке советских востоковедов. Но в закреплении этих успехов, проявилась и слабость. В последние десятилетия российская восточная политика изменилась — расширились экономические контакты, поменялся статус России, а востоковедение осталось прежним. Оно по накатанной траектории готовило студентов к встрече с теми странами, которых уже нет на карте. И одна из задач, которая была поставлена перед отделением востоковедения НИУ ВШЭ — это подготовка нового поколения востоковедов. Их обучение идет, опираясь на лучшие традиции востоковедческой школы, но с пониманием, что будущим выпускникам придется работать не только с текстами Конфуция, но, например, и с тем Китаем, который сегодня активно развивается и надвигается, в том числе, и на российский Дальний Восток. Поэтому подготовка построена так, что мы учим студентов мыслить, таким же образом, как и представители тех стран, которые они изучают. Мы учим их работать с реальным Востоком. Это значит, что студент любого курса, оказавшись в стране изучаемого языка, должен знать не только фундаментальные востоковедческие предметы, типа истории, религии и культуры, но и то, как общаться на деловых переговорах и в личной сфере, как провести политический и экономический анализ. Студенту должны быть понятны и знакомы повседневность и обычаи жителей страны.

— Как это реализуется на практике?

— С первого курса преподавание строится на сочетании академической подготовки и формирования практических навыков. У нас огромная интенсивность преподавания восточных языков — сейчас это 16 часов в неделю, а на втором курсе будет 24 часа — это самое большое количество часов преподавания восточных языков среди российских и даже европейских вузов нашего профиля. Основной упор делается не на абстрактный язык, а на умение беседовать на современном языке в зависимости от социального слоя населения и ситуации. Поэтому студенты изучают не только базовый политический или экономический языки, но и язык интернета, живых журналов, они учатся вести переговоры на «живом» языке.

В учебном плане много курсов, которые сразу вводят наших студентов в углубленное понимание восточной тематики. Студенты должны знать историю, философию, экономику, политику, это позволяет понять логику развития конкретного региона и его положение в современном мире. У нас читаются курсы, посвященные особенностям этнопсихологии изучаемой страны, курсы, которые изучают теорию восточного искусства, в рамках курсов по экономике рассматриваются не только макроэкономические аспекты, но и вопросы ведения частного бизнеса, этикета и неформальных экономических практик. Поэтому с одной стороны наши выпускники будут обладать прекрасной гуманитарной подготовкой — они читают Конфуция на китайском, Коран на арабском, а с другой стороны они готовы к реальной жизни.

— У них есть возможность проявить свои знания уже сейчас?

— На факультете уделяется много внимания организации летних школ и стажировок, девяносто пять процентов наших студентов после первого курса отправились в станы изучаемого языка на различные научные и учебные мероприятия. Также запланировано проведение зимних школ в Гонконге, Макао, Сирии, в Японии и Корее. Языковая практика в стране — это важнейшая часть подготовки востоковеда, потому что одной теории мало, она должна проверяться реальностью, надо побывать и в деревнях, и на улицах городов. Например, сейчас наши студенты в Шанхае столкнулись с тем, что там обитают самые большие тараканы, которых они когда-либо видели в жизни. Там дикая жара, и в ней надо уметь работать, сохранять при этом позитивный психологический настрой. Для востоковеда одно из основных качеств — это устойчивость психики, он должен быть толерантен и психологически устойчив, а это можно проверить только практикой — наша подготовка, в том числе, нацелена и на это.

— Какие языки изучаются на отделении?

— Сейчас на отделении преподаются три языка: китайский, японский, арабский, со следующего года начнутся занятия по корейскому языку. Мы тесно работает с Корейским фондом и Сеульским национальным университетом, преподаватели этого университета в онлайн режиме будут читать лекции нашим студентам. Насколько я знаю, для России — это уникальная технология обучения корееведению. Сейчас мы как раз занимаемся технической подготовкой и оборудованием аудиторий для онлайн занятий, также формируется преподавательский корпус российских профессоров корееведения. И есть еще одна вещь, которую мы вводим со следующего года, и этого тоже нет в других университетах: у нас факультативно со второго курса успешно обучающиеся студенты, находящиеся на высоких позициях в рейтинге, смогут изучать второй восточный язык. Арабисты будут изучать иврит, японисты — корейский, китаисты — японский язык. И таким образом, по окончании бакалавриата они будут знать два восточных языка и один западный.

— Выдерживают ли студенты подобную нагрузку?

— В течение года из ста восьмидесяти человек отчислились чуть больше тридцати первокурсников, на мой взгляд, это нормальная ситуация. Есть три причины, по которым студенты уходят (я не говорю про прогульщиков, они есть всегда). Прежде всего, восточный язык требует перестройки мышления, и если ты не можешь перестроиться, то язык не дается, просто не хватает терпения. Свою роль играет учебная нагрузка — с утра до вечера студенты изучают языки, экономику, политику, искусство, методы общения, и многие этого не выдерживают, наступает эмоциональная усталость. И есть третья категория людей, которые через несколько месяцев после поступления понимают, что востоковедение — не для них. Восток нельзя любить или ненавидеть, его надо понимать. И те, кто не понимают, уходят.

— Как вы оцениваете будущее отделения востоковедения в Высшей школе экономики?

— Я много работал и продолжаю работать в британских и американских вузах, где хорошо поставлена подготовка востоковедов. И уверен, та схема, которую мы предлагаем осуществить на отделении — это единственная реальная возможность подготовки современных востоковедов, а ВШЭ — это единственный вуз, который по своим возможностям, устойчивости, статусу может выдержать подобную программу подготовки востоковедов. Имя Вышки позволяет привлечь классные кадры и обеспечивает нам широкие международные связи. За год мы не только заключили четыре международных договора, но уже начали их исполнять. Через год на отделении стартует первая в России российско-гонконгская магистратура, в рамках которой студенты год учатся у нас, год — в Гонконге и в итоге получат два диплома. Я могу точно сказать, что та программа по востоковедению, которая сегодня осуществляется в Высшей школе экономики, уникальна и не имеет аналогов в России. Это подтверждают успехи наших студентов, которые, проучившись один год, побеждают практически на всех межвузовских конкурсах и олимпиадах. Поэтому перспективы востоковедения в Вышке весьма серьезные, и не только в Москве, но и филиалах, в частности в следующем году начинается подготовка востоковедов в Санкт-Петербурге, а через два года в Перми.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

В НИУ ВШЭ создан первый в России диссовет по востоковедению и африканистике

Его возглавил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН и руководитель Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко. В состав диссертационного совета вошли известные российские востоковеды и африканисты Высшей школы экономики и других ведущих организаций.

Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки

Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».

Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона

В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.

Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления

В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.

Oriental Crazy Day 2023: фото с пандой, каллиграфия и восточное гостеприимство

21 мая Школа востоковедения Вышки устроила традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day 2023. На «Встрече под звездами», состоявшейся в Центре культур НИУ ВШЭ, абитуриенты смогли познакомиться с образовательными программами, узнать условия поступления в Высшую школу экономики, пообщаться со студентами и преподавателями университета.

«Студенческая конференция — пространство, где формируются новые научные контакты»

В марте в питерской Вышке прошла третья научная конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки». На ней выступили 96 научных сотрудников и студентов более чем из 20 вузов России и других стран. Что было на конференции и какие впечатления она оставила у участников — в материале редакции портала НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Ушу, теккен, гадания по Книге Перемен: в Вышке отметили восточный Новый год

Новый год по восточному календарю наступил 22 января. В этот день Центр культур НИУ ВШЭ оказался на перекрестке китайской, корейской и японской культур. Под азиатские песни и звуки корейских барабанов гости пробовали силы в каллиграфии, учились цзяньчжи и оригами, играли в ттакчи и го, ели традиционное печенье и изгоняли злых духов. Восточный Новый год в университете организовали школа востоковедения и Китайский клуб НИУ ВШЭ.

«Для России востоковедение — это новый хайтек»

Поворот России на Восток требует сбалансированных действий, знания языков, культур и традиций стран региона. Без этого отечественный бизнес не сможет там эффективно работать. Об этом, а также об опыте работы субъектов РФ на восточном направлении эксперты и представители государства говорили в рамках первой межрегиональной конференции «Поворот на Восток: региональное измерение», которую провела Высшая школа экономики при поддержке Минэкономразвития России.

«Дело тонкое»: НИУ ВШЭ продолжит «образовательное паломничество» в страны Востока

В российском обществе растет интерес к Востоку. С этим макрорегионом, включающим в себя Азию и Северную Африку, связаны экономические, социальные, политические и культурные ожидания. В российских вузах прогнозируется рост спроса на образовательные программы и компетенции, связанные с востоковедением. Что уже сделано и делается сегодня в Высшей школе экономики для ответа на эти вызовы, рассказывает проректор Сергей Рощин и руководители университетских подразделений, в которых представлена восточная тематика.