• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Хочешь помочь — не мешай!»

Недавно, после ухода Аллы Болотовой с должности декана факультета психологии ГУ-ВШЭ, исполняющим обязанности декана был назначен профессор Владимир Штроо. Что он думает о проблемах и задачах факультета?

— Владимир Артурович, было ли это назначение неожиданным для вас?

— На самом деле ничего неожиданного не случилось. Как заместитель декана по учебной работе я исполняю обязанности декана факультета во время его отсутствия — на период отпуска, командировки или болезни. Так что это — обычная управленческая ситуация.

Какими будут ваши первые административные шаги?

— Приглашу коллег к откровенному разговору о нынешнем положении на факультете и предложу им высказать свои критические замечания и предложения.

Ожидаются ли организационно-кадровые изменения или коррекция образовательной стратегии факультета?

— Дело в том, что я не сторонник «резких движений» в управлении и считаю, что должность декана — чисто менеджерская. Декану вовсе не обязательно быть лидером или обладать личной харизмой. На мой взгляд, главная задача декана, и уж тем более временно исполняющего его обязанности, — создать и поддерживать на факультете благоприятные условия для студентов и преподавателей, включенных в общий образовательный процесс и в научно-исследовательскую деятельность. Я имею в виду условия, благоприятные во всех смыслах — от материально-технической оснащенности учебных, научных и офисных помещений, организации питания и информирования студентов и сотрудников об академической жизни в университете и за его пределами до создания общей атмосферы домашнего уюта в стенах здания и взаимной приязни и уважения в отношениях, как деловых, так и межличностных. В этом смысле мне близок по духу не совсем традиционный управленческий девиз: «Хочешь помочь — не мешай!»

Что же касается образовательной, как, впрочем, и научной стратегии, то здесь еще одной важной зоной ответственности декана я считаю обеспечение реализации масштабных стратегических задач, уже принятых факультетом к исполнению. В прошлом году Ученый совет факультета одобрил программу развития на период 2010–2020 годов. Необходимо добиться последовательного выполнения этой программы. Кроме того, преподаватели факультета в долгих и жарких дискуссиях, не прекращавшихся всю зиму и весну этого года, разработали оригинальный образовательный стандарт, на основе которого был в свою очередь создан базовый учебный план для набора студентов 2010 года. Как говорится, «блин-то мы испекли», а вот будет ли он комом, узнаем уже к маю-июню 2011 года.

— В чем вы видите основные проблемы факультета?

— Непростой вопрос. Я бы слукавил, если б заявил, что точно знаю, что именно на факультете обстоит не так, как нужно, и как с этим справиться. Прежде всего я хотел бы выслушать своих коллег — преподавателей, учебно-вспомогательный персонал и, конечно, студентов. Могу предположить, что услышу не просто разные, но во многом и противоположные мнения. Так что нам предстоит нелегкая работа по своеобразному коллективному самопознанию и осмыслению того, что мешает факультету двигаться к намеченным целям, а что, может быть, не совсем верно было заложено в эти самые цели… Лично для меня серьезной проблемой является отсутствие аналитического подхода к принятию управленческих решений. У нас нет полноценного представления о том абитуриенте, который выбирает наш факультет и, соответственно, нет представления о том месте, которое факультет реально занимает на рынке образовательных услуг. Мы не имеем ясного социально-психологического портрета наших студентов и четкого видения их становления в динамике, от первого курса до последнего. У нас фактически отсутствует надежная и систематически обновляемая информация о наших выпускниках и о том мнении, которое складывается о них у работодателей. Мне думается, в этом и проявляется наша ключевая проблема.

— А что вы думаете о конкурентоспособности факультета на рынке психологического образования?

— Этот вопрос напрямую перекликается с предыдущим. Декан факультета (или исполняющий его обязанности) должен не думать, он должен это знать. А я этого не знаю и не хочу фантазировать на эту тему. Пока мы можем лишь констатировать, что факультет «держится на плаву» и вызывает к себе интерес абитуриентов и их родителей. Но этот интерес неустойчив, и пока мы мало привлекательны для лучших выпускников российских школ. Средний балл по ЕГЭ у нас — самый низкий среди факультетов Вышки. И эту ситуацию, безусловно, нужно менять в позитивную сторону.

— Первого октября состоялось общее собрание профессорско-преподавательского состава Вышки. Что из обсуждаемых на нем вопросов имеет самое непосредственное отношение к факультету психологии?

— Полагаю, все, что обсуждалось на этом собрании и будет обсуждаться на следующей встрече, имеет отношение к нашему факультету. И в этом смысле, я — чрезвычайно заинтересованный делегат от факультета психологии.

— Как вы оцениваете студенческий набор этого года?

— Пока не готов давать какие-либо оценки. Открытые, умные лица первокурсников, которые я каждый день вижу в нашем здании, вселяют в меня и надежду, и уверенность, что вместе с ними и для них мы сделаем наш факультет лучшим. Под словом «мы» я подразумеваю весь коллектив факультета. Мы не можем обмануть ожидания наших студентов и обязаны сделать все, чтобы от курса к курсу в них росла и крепла уверенность, что они не ошиблись в выборе профессии психолога.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.