Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.
Слушатели познакомятся с основами научной коммуникации, попробуют определить стратегию формирования своей научной репутации и личного бренда и построят индивидуальную карту академической карьеры.
Особое внимание на программе уделено анализу имеющихся профессиональных компетенций, а также индивидуальной работе по академическому развитию и определению своей траектории.
Почему это важно
В условиях высокой конкуренции и динамично меняющихся требований к научной деятельности исследователям уже недостаточно сосредотачиваться только на проведении экспериментов и публикациях. Важно уметь ясно доносить свои идеи, презентовать результаты и активно включаться в профессиональное взаимодействие. Современная академическая карьера становится более гибкой и нелинейной: ученые все чаще переходят из науки в индустрию, образование или медиа, а специалисты из бизнеса возвращаются в университеты. Такие перемены открывают возможности для творческого самовыражения и построения индивидуальной карьерной траектории.
В этом контексте ключевым становится осознанное формирование своей идентичности как исследователя: выбор подходящего окружения, развитие экспертного имиджа и умение строить профессиональные связи. Неотъемлемой частью успеха становятся навыки самопрезентации, выстраивания коллабораций и стратегического управления своей карьерой.
Юлия Фалькович
Более 10 экспертов из разных научных областей работали над созданием курса, рассказала его руководитель, директор Центра научной интеграции Юлия Фалькович. «Каждый эксперт со своей позиции освещает важные навыки современного исследователя. Выпускники программы отмечают системность и структурированность материалов, что позволяет сориентироваться в сложном мире профессиональной науки и увидеть свое место в нем, — говорит Юлия Фалькович. — Мы заметили, что слушатели программы стали чаще обращать внимание на психологические аспекты своей академической жизни: синдром самозванца, эмоциональное выгорание, сложности с проявлением себя в публичном пространстве, потребность в наставничестве, этические вопросы использования ИИ в науке. Новая программа курса ориентируется на решение этих сложностей. Особое место в ней занимают практические групповые занятия с психологом и карьерным консультантом, а также индивидуальные консультации».
Формат обучения:
5 модулей, 64 академических часа;
видеолекции, которые можно осваивать в удобном графике;
2 практических занятия в онлайн-формате;
2 индивидуальные консультации по академическому развитию и карьерному ориентированию.
Слушатели завершают обучение защитой итогового проекта по составлению индивидуальной дорожной карты академического развития. По окончании обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ.
Кому будет полезна программа:
студентам и аспирантам, которые хотят определить свою будущую академическую и профессиональную траекторию;
молодым ученым и преподавателям, которые стремятся укрепить научную репутацию и быть узнаваемыми экспертами в своей области;
всем, кто хочет сориентироваться в современной науке и вступить в академическое сообщество.
Старт программы — 22 сентября 2025 года. Поступить может любой желающий, имеющий или получающий высшее или среднее специальное образование. Ознакомиться с подробной программой обучения и ее экспертами, а также подать заявку можно на сайте программы.
11 сентября в 18:00 пройдет открытый вебинар программы «Кто я, если ИИ делает мою работу? Идентичность ученого в цифровую эпоху».
Вам также может быть интересно:
ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив
Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.
В Вышке создан Институт робототехнических систем
Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.
Ученые обнаружили один из самых долгих случаев ковида
Международная группа исследователей при участии ученых из НИУ ВШЭ изучила необычный образец вируса SARS-CoV-2 у ВИЧ-положительной пациентки. Генетический анализ позволил выявить множественные мутации и установить, что вирус эволюционировал в организме на протяжении 2 лет. Это подтверждает теорию о том, что вирус способен годами оставаться в организме отдельных людей, постепенно накапливать мутации и затем выплескиваться в популяцию. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Cellular and Infection Microbiology.
Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики
Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.


