• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международные переговоры при поддержке ГУ-ВШЭ

Высшая школа экономики содействует недавно начатым переговорам о присоединении России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Комментирует директор центра по сотрудничеству с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ Татьяна Мешкова.

24–25 июня российская делегация во главе с министром  экономического развития России Эльвирой Набиуллиной приняла участие в заседании Совета Организации экономического сотрудничества и развития на министерском уровне, в ходе которого генеральному секретарю ОЭСР Анхелю Гуррии был представлен «Начальный меморандум о позиции Российской Федерации в отношении правовых актов ОЭСР».

Это означает начало переговорного процесса по присоединению нашей страны к ОЭСР. Об официальном начале переговорного процесса о присоединении РФ к клубу развитых стран осенью 2009 года было также заявлено по итогам прошедших 16 июня 2009 года в Минэкономразвития консультаций с представителями ОЭСР во главе с директором Правового директората ОЭСР Николой Бонуччи. Об этом рассказывает директор Центра по сотрудничеству с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ Татьяна Мешкова.

— Что означает принятие данного решения для России? Каковы дальнейшие перспективы? Какое участие принимал в этом наш университет?

— ГУ-ВШЭ внес свой вклад в этот процесс — в ноябре 2008-го — январе 2009 года по заказу Минэкономразвития мы реализовали проект «Анализ возможностей адаптации российского законодательства к нормативно-правовой базе Организации экономического сотрудничества и развития в свете переговорного процесса присоединения России к ОЭСР». За достаточно короткий срок была выполнена большая и сложная работа по анализу правовых инструментов ОЭСР, регулирующих экономические отношения и политику стран-членов ОЭСР в самых разных областях, а также по анализу соответствия российского законодательства  нормам ОЭСР и возможностей принятия Россией «правил игры», предлагаемых ОЭСР.

 В общей сложности были проанализированы около 200 нормативно-правовых документов по 22 областям, включенным в так называемую «дорожную карту» по вступлению в ОЭСР, в том числе по таким направлениям как: инвестиционная политика, госуправление, корпоративное управление, налогообложение, борьба с коррупцией, экологическая политика, страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, внешняя торговля и экспортное кредитование, научно-техническая политика, политика в области занятости и другие.

В работе помимо сотрудников приняли участие эксперты из различных подразделений ГУ-ВШЭ (в том числе Института международных организаций и международного сотрудничества Института статистических исследований и экономики знаний, Института торговой политики, Центра трудовых исследований, Центра корпоративного управления, Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов, факультета экономики и факультета бизнес-информатики), а также из партнерских организаций (Института экономики переходного периода, Института экономики РАН, Центра торговой политики и права).

В результате была выработана экспертная версия проекта меморандума соответствия российского законодательства нормативно-правовой базе ОЭСР. В этой версии содержались экспертные предложения по формулировкам позиции России относительно различных правовых инструментов ОЭСР, а также рекомендации в отношении условий присоединения к нормам ОЭСР, перечень изъятий и оговорок, рекомендации по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для приведения российского законодательства в соответствие с нормами ОЭСР.

Эти документы стали основой для последующей работы Минэкономразвития по проведению межведомственного обсуждения, согласования и уточнения выработанных экспертных позиций для подготовки официального проекта меморандума, который был представлен в ОЭСР в июне текущего года.

— Каков дальнейший сценарий развития событий?  

— Далее предстоит не менее сложная работа по проведению обсуждения и согласования переданного проекта меморандума в различных комитетах и рабочих группах ОЭСР. Кроме того, переговорный процесс включает подготовку специализированных обзоров по различным направлениям политики РФ. В частности, в ближайшее время ОЭСР опубликует обзор социальной политики и политики в области занятости РФ. Также важное значение имеет публикация очередного, 7-го экономического обзора ОЭСР по России, презентация которого состоялась 16-го июля  в ГУ-ВШЭ. Обзор содержит важные рекомендации по мерам, которые необходимо предпринять нашей стране не только для преодоления последствий кризиса, но и для перехода в долгосрочном плане к более совершенной и устойчивой модели экономического роста.

Ожидается, что переговоры продлятся не менее двух лет и в любом случае закончатся после того, как Россия вступит в ВТО, поскольку членство в ВТО является фактически обязательным для вступления в ОЭСР.

В целом официальное начало переговоров по вступлению России в ОЭСР означает для нашей страны начало большой работы по приведению российского законодательства и политической практики в соответствие с международными нормами и стандартами, необходимость не только использовать лучший зарубежный опыт, но и демонстрировать свой успешный опыт модернизации в различных областях. Иными словами, Россия должна быть готова к сотрудничеству с экономически развитыми странами на условиях партнерства.

— А именно?

— Одним из важных критериев оценки эффективности участия страны в деятельности ОЭСР и ее готовности к полноправному членству в этой организации является критерий взаимовыгодности (mutual benefit). То есть стремление страны улучшать национальное законодательство и политическую практику в соответствии с принципами и ценностями ОЭСР и одновременно возможность демонстрировать свой успешный политический опыт и предлагать свои лучшие практики другим странам.

Принятое решение о начале переговорного процесса о присоединении к ОЭСР также означает начало масштабной работы по расширению сотрудничества России и ОЭСР в различных областях, необходимость более активного и последовательного участия российских экспертов в мероприятиях и аналитических проектах ОЭСР.

С этим, кстати, связано еще одно важное направление работы нашего Центра, а именно ведущаяся на постоянной основе информационная и аналитическая поддержка российских ведомств, прежде всего Министерства образования и науки РФ в вопросах сотрудничества с ОЭСР.

— Не могли бы вы рассказать об этом направлении поподробнее?

— Анализ зарубежного опыта управления, развития образования и науки, адекватное представление России в международном образовательном и научном пространстве, в первую очередь путем организации информационного обмена, инициирования и координации участия широкого круга экспертов российских университетов в проектах, связанных с деятельностью ОЭСР, изначально является основной задачей деятельности Центра.

С 2004 года Центр на постоянной основе осуществляет информационно-аналитическую поддержку сотрудничества Минобрнауки РФ с ОЭСР. В частности, ГУ-ВШЭ успешно справился с ролью координатора участия России в двух крупных аналитических проектах ОЭСР в сфере образования — «Тематическом обзоре по высшему образованию» и «Тематическом обзоре по равенству в образовании». Постоянно ведется мониторинг проектов, исследований, публикаций и мероприятий ОЭСР в образовательной и научно-технической областях.

В июле 2009 года университет выиграл конкурс на реализацию проекта «Научно-методологическое и информационное сопровождение реализации комплекса мер по повышению эффективности сотрудничества России с ОЭСР в сфере образовательной, научно-технической и инновационной политики в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР». Предстоит большая работа по организации комплексного научно-методологического и информационного обеспечения взаимодействия министерства образования и науки Российской Федерации с профильными комитетами и структурными подразделениями ОЭСР для активного использования результатов такого сотрудничества в процессе разработки и реализации государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики.

Проект предусматривает проведение анализа деятельности профильных комитетов и подразделений ОЭСР, оценку эффективности текущих и перспективных возможностей участия в них России; заполнение вопросников профильных комитетов ОЭСР по статистике, политике и другим аспектам деятельности в сфере образования и науки; подготовку аналитических обзоров в рамках участия Российской Федерации в деятельности профильных комитетов ОЭСР, а также в рамках текущего переговорного процесса по вступлению России в ОЭСР; подготовку аналитических материалов для участия представителей Минобрнауки РФ в работе профильных комитетов ОЭСР.

Учитывая такой комплексный характер проекта, мы также рассчитываем при его реализации на сотрудничество с экспертами научных подразделений Вышки и партнерских организаций.

— Какое влияние оказывает работа по организации сотрудничества с ОЭСР на учебный и научный процесс в ГУ-ВШЭ?

— Несмотря на то, что ОЭСР является международной организацией, члены которой — экономически развитые государства, она открывает широкие возможности для участия в ее работе исследовательских институтов, вузов, институтов гражданского общества. Например, сотрудники Высшей школы экономики в качестве экспертов регулярно принимают участие в работе комитетов и рабочих групп ОЭСР, в реализации международных исследовательских проектов. Это очень важно не только для конкретных экспертов, но и для ГУ-ВШЭ в целом, поскольку открывает доступ к исследовательским методологиям и экспертизе мирового уровня, базам данных ОЭСР, возможности участия в выработке важных международных решений в различных областях, дает опыт работы в международных исследовательских командах и сетях.

Кроме того, ГУ-ВШЭ является участником Программы ОЭСР «Институциональное управление в высшем образовании» (IMHE). В 2004–2005 годах в рамках участия в этой программе ГУ-ВШЭ провел анализ стратегии международного развития Вышки. В 2007–2008 годах университет принял участие в первом этапе проекта IMHE «Качество и релевантность преподавания в вузах» (Quality and relevance of teaching in higher education). ГУ-ВШЭ стал единственным российским вузом среди 29 вузов-участников из 20 стран. В ходе реализации этого проекта вузы-участники представили информацию о различных инициативах, которые реализуются на институциональном уровне для обеспечения качества преподавания. В частности, ГУ-ВШЭ ознакомил заинтересованные стороны с подробной информацией о трех инициативах: опросах студентов и слушателей университета для определения рейтингов преподавателей; стимулировании академической деятельности преподавателей ГУ-ВШЭ (академические надбавки); создании и работе базовых кафедр в Вышке. Эти инициативы отражают различные аспекты качества образования, скажем, постоянный мониторинг и совершенствование педагогической практики, в том числе на основе оценок студентов; связь преподавательской деятельности с исследовательской работой, теории с практикой в обучении; связь образования с рынком труда.

Благодаря участию в этом проекте у нашего университета появилась возможность «провести ревизию» инициатив по обеспечению качества: мы смогли обменяться опытом с зарубежными вузами-участниками, проанализировать эффективность и возможности развития дальнейшей деятельности по обеспечению качества преподавания, в том числе возможно более активного участия в таких инициативах преподавателей и студентов. Удалось оценить возможности интеграции различных инициатив по обеспечению качества в рамках реализации долгосрочной стратегии развития ГУ-ВШЭ. Лучшие практики вузов-участников, в том числе инициативы нашего университета, будут освещены в публикации ОЭСР, выход которой ожидается в начале осени этого года.

Вам также может быть интересно:

Хочется надеяться на скорейшее возвращение к переговорам о присоединении

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объявила о приостановке присоединения России. Это решение было принято на заседании управляющего совета ОЭСР, которое прошло 12 марта. Комментирует директор Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ Татьяна Мешкова.

Присоединение к ОЭСР: за и против

Не успела утихнуть дискуссия относительно вступления России в ВТО, как возникла аналогичная — по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития. 23 мая в Минэкономразвития РФ прошел семинар «Присоединение России к ОЭСР: оценка возможных последствий», в котором приняли участие эксперты ВШЭ.

ОЭСР: два доклада по проблемам экономики России

12 декабря в Высшей школе экономики состоялась презентация нового «Экономического обзора по Российской Федерации», а также «Обзора по рынку труда и социальной политике Российской Федерации», подготовленных Организацией экономического сотрудничества и развития.

Анхел Гуррия: «ОЭСР заинтересована в диалоге с Россией»

26 апреля в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Russia and the OECD: working together for a stronger world economy», на котором выступил генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития Анхел Гуррия.

Какую оценку поставят Вышке эксперты ОЭСР?

С 13 по 15 декабря в ГУ-ВШЭ работали представители программы «Институциональное управление высшим образованием» («Institutional management in higher education») международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эксперты Фабрис Энар (Франция) и Рэй Лэнд (Великобритания) занимались анализом и оценкой качества преподавания в Высшей школе экономики. С кем встречались и что обсуждали аналитики ОЭСР?

Качество образования — понятие иррациональное?

14 декабря состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования ГУ-ВШЭ. С докладом «Качество преподавания: взгляд ОЭСР (Supporting Quality Teaching in Higher Education)» выступил Фабрис Энар, ведущий аналитик и координатор проекта Организации экономического сотрудничества и развития «Поддержка качества преподавания в высшем образовании».

«Интернационализация образования становится практикой вуза»

На портале ВШЭ завершился опрос, проводившийся в рамках второго этапа исследовательского проекта «Институциональное управление высшим образованием», который осуществляет Организация экономического сотрудничества и развития. О задачах проекта и его первых итогах рассказывает помощник ректора Татьяна Мешкова.

Безработица пришла надолго

Кризисный рост безработицы в развитых странах происходит быстро, а вот на возвращение к докризисным уровням уйдут долгие годы, предупреждает доклад ОЭСР.

Евростатистика экономики знаний

В ГУ-ВШЭ прошел семинар, на котором в докладе «Eurostat's statistics on science, technology and innovation (European Commission)» руководитель сектора по статистике науки, технологий и инноваций Евростата Вейо Ритола рассказал о том, как в ЕС собирают и обрабатывают статистику. Публикуем репортаж и аудиозапись.

Расти по-новому

России необходимо разработать новую модель роста, менее зависимую от цен на нефть, говорится в докладе ОЭСР о состоянии российской экономики. Приоритетами должны стать сокращение вмешательства государства в экономику, административная реформа, совершенствование налогообложения сырьевых отраслей, укрепление банковского сектора и переход ЦБ к таргетированию инфляции.