• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я умею злить идиотов»

11 марта на очередном заседании межфакультетского литературного объединения ГУ-ВШЭ «Самое Т.О.» прошел мастер-класс Дмитрия Быкова*, известного писателя, журналиста, поэта.

Дмитрию Львовичу Быкову 42 года. В 1984 году он окончил с золотой медалью одну из московских школ, потом — с красным дипломом факультет журналистики МГУ, затем два года служил в армии. С 1993 по 2007 печатался в «Огоньке», сейчас работает в «Собеседнике», «Общей газете» и «Новой газете», ведет программу «Сити шоу» на радио «Сити-FM». Он выпустил пять романов и шесть стихотворных сборников, художественные биографии Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, а также три книжки статей и сказок. Стал членом Союза писателей в 1991 году и лауреатом нескольких престижных литературных премий. На телевидении дебютировал в 1992 году в программах ATV, а позднее работал соведущим в программе «Времечко» на ТВЦ. У Быкова — жена, двое детей и, как он говорит, «много домашних животных». В этом году Дмитрий Быков выпустил сборник стихов «Отчет».

На свой мастер-класс в Вышке Быков опоздал на полчаса, но никому из собравшихся в аудитории не пришло в голову возмутиться или уйти. Студенты терпеливо ждали, носили стулья из соседних аудиторий и размещали все прибывающих гостей и участников литературного объединения. Наконец, Дмитрий прибежал и сразу объявил, что уже провел 5 подобных встреч в течение дня, поэтому начнет с чтения своих стихов — по заявкам и по собственному выбору. Далее последовала просьба — не спрашивать его о текущей политической ситуации в стране и о журналистике, потому что он публично высказывается на эти темы ежедневно и ему трудно сказать здесь что-то новое.

Быков более часа читал свои стихи, написанные в разные годы, предложив слушателям убедиться в том, что его поэзия в принципе не изменилась ни по тематике, ни по стилю. А начал он со стихотворения, которое появилось в 1993-м:

«Всякий раз, как пойдет поворот к весне
От зимы постылой,
Кто-то милый думает обо мне
Со страшной силой.

Чей-то взгляд повсюду за мной следит,
Припекая щеку.
Сигарета чувствует — и чудит,
Обгорая сбоку.

Кто-то следом спустится в переход,
В толпе окликнет,
Или детским именем назовет,
Потом хихикнет,

Тенью ветки ляжет на потолок,
Чирикнет птичкой,
То подбросит двушку, то коробок
С последней спичкой —

За моим томленьем и суетой
Следит украдкой:
Словно вдруг отыщется золотой,
Но за подкладкой.

То ли ты, не встреченная пока
В земной юдоли,
Опекаешь, значит, издалека,
Чтоб дожил, что ли, —

То ли впрямь за мной наблюдает Бог
Своим взором ясным:
То подбросит двушку, то коробок,
То хлеба с маслом,

Ибо даже самый дурной поэт,
В общем и целом,
Подтверждает вечный приоритет
Души над телом».

На вопрос, почему он ушел из «Огонька», Дмитрий ответил подробно и с удовольствием: «Меня не раз обвиняли в том, что я бросил журнал в трудное время. На самом деле я известен каким-то избыточным постоянством. Я состою в браке 16 лет, работаю в «Собеседнике» 26 лет, 42 года живу на одной и той же улице. Не люблю менять место работы, поэтому просто добавляю новые места к старым. Пока «Огонек» был в четырехмесячном «творческом отпуске» в 2007 году, я стал публиковать свои «письма счастья» в «Новой газете», и впервые понял, что значит писать для хорошего, заинтересованного издателя. Меня не стали править, запрещать те или иные темы, вставлять в мои тексты чужие рифмы, как это делали в «Огоньке». Тем не менее, когда меня позвали обратно в «Огонек», я туда радостно прибежал, чтобы узнать, что ставки для меня там нет, а есть предложение — продолжить у них публикацию «писем счастья» и ничего другого не писать для журнала ни в коем случае. Журнал менял свой формат, и теперь там не было рубрики для рецензий, интервью, статей. И тогда я решил остаться в «Новой газете». Тут-то меня и обвинили в том, что я бросил родное издание в тяжелый момент. Сейчас я иногда читаю родное издание, и каждый раз поражаюсь тому, что они умудряются выпускать журнал так, чтобы ни один из его материалов не запоминался. Я не исключаю, что снова появлюсь в «Огоньке» в том или ином качестве, когда он перестанет принадлежать «Коммерсанту».

Когда один из участников встречи спросил, как Дмитрий относится к своей популярности, он искренне сказал, что на самом деле популярен в очень узких кругах и страшно рад тому, что его никто не узнает в метро.

Также студенты спрашивали его о работе в школе (Дмитрий Быков, кроме всего прочего, преподает русский язык и литературу старшеклассникам одной из московских школ), о том, как пишутся стихи, о любимых книгах, о том, почему он так много работает и как он все успевает.

Кстати, на одном из сайтов интернета размещен «Манифест трудоголика», в котором автор пытается объяснить, как он все успевает, хотя это ясно уже из названия. Тем не менее, он пишет: «...я уже устал придумывать вариации ответа на вопрос, "как я все успеваю". Отвечать на него мне тем более противно, что я ничего не успеваю. Я работаю постыдно мало и далеко не так хорошо, как мог бы. Еще противнее мне читать рецензии, в первых абзацах которых меня хорошенько протаскивают за плодовитость. В какой-то момент — не знаю, чьими конкретно усилиями, — в российской литературе укоренился штамп: можно работать хорошо, но мало, или много, но отвратительно. Думаю, это придумали печальные тугодумы, работающие мало и плохо... Да и вообще, я решительно не представляю, чем можно заниматься на свете, кроме любимого дела».

На эту тему Быков написал и стихи:

«У меня насчет моего таланта иллюзий нет.
В нашем деле и так избыток зазнаек.
Я поэт, но на фоне Блока я не поэт.
Я прозаик, но кто сейчас не прозаик?

Загоняв себя, как Макар телят,
И колпак шута заработав,
Я открыл в себе лишь один, но большой талант —
Я умею злить идиотов».

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Дмитрий Быков в Высшей школе экономики 22 января 2009 г.

* Дмитрий Быков включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

Как «цифра» помогает изучать «букву»

Цифровые технологии открывают новые возможности для изучения и публикации литературных архивов. О том, как их использовать и о результатах первых российских проектов в этой сфере, говорили участники круглого стола «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве», состоявшегося 9 октября в Вышке.

При чем здесь Цветаева? Как издатели повелись на фейк, и что из этого вышло

Иногда мелкие заблуждения становятся глобальными ошибками. Это как нельзя лучше подтверждает новый сборник лирики Марины Цветаевой, напечатанный под фейковой обложкой — с чужим фото из интернета. О том, как снимок появился и почему мы перестаем узнавать и понимать поэта, рассказывает Светлана Салтанова, сотрудник ВШЭ, редактор портала IQ.HSE и автор книги о Цветаевой.

Электронный архив литературы Серебряного века «Автограф» перешел в ведение Вышки

«Автограф» дает возможность изучать электронные копии рукописей русских писателей конца ХIХ – начала XX века, которые до этого хранились в обычных — закрытых для ученых и общественности — архивах разных городов и стран.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Тест: поэт или нейросеть

Борис Орехов, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ, научил нейросети писать стихи. IQ HSE сделал по ним тест. Проверьте себя: сможете ли вы отличить произведение, написанное компьютером, от человеческого?

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Неканонический Конан Дойл

Репутация создателя Шерлока Холмса менялась у русской аудитории рубежа XIX-XX веков более резко и драматично, чем восприятие его героя. Поначалу публицисты и литературные критики видели в Артуре Конан Дойле британского милитариста, колониалиста и «бульварного романиста». А позже пресса подчеркивала его «разностороннее и сильное дарование» и интерес к России, выяснила преподавательница Школы филологии НИУ ВШЭ Мария Кривошеина.

Шекспир и колхозники

«Наша страна стала родиной Шекспира», — под таким лозунгом 80 лет назад  в СССР отмечали 375-летие со дня рождения драматурга. Торжества включали театральный фестиваль, научную конференцию, лекции, выставки, вал газетных публикаций. Советизацию Шекспира в сталинскую эпоху исследовала профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Ирина Лагутина.

Вышла первая книга о профессоре Теодоре Шанине «Несогласный Теодор»

Это личная история о борьбе, победах, поражениях, рассказанная от первого лица и записанная профессором ВШЭ Александром Архангельским*. Издание подготовлено к публикации магистрами программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ.

Александр Архангельский* стал одним из победителей «Большой книги»

Жюри национальной литературной премии «Большая книга» присудило второе место роману профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна Александра Архангельского* «Бюро проверки». Церемония награждения победителей премии прошла 4 декабря.