• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа по киберправу

Международная летняя школа по киберправу
Международная летняя школа по киберправу
Со 2 по 7 июля в Подмосковье проходила международная летняя школа по киберправу, организованная научно-учебной лабораторией по информационному праву ВШЭ. Ее итоги подводит заведующая лабораторией, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения ВШЭ Ирина Богдановская.

— Ирина Юрьевна, чем был обусловлен международный характер школы? Была ли она как-то связана с конференцией по информационному праву, которую вы проводили в мае?

— Нужно пояснить, что международную конференцию «Право в цифровую эпоху» наша лаборатория проводила уже второй раз, а до этого мы организовывали также международные семинары с участием зарубежных экспертов. Летняя школа логически связана с конференцией, но она ориентирована на несколько другую аудиторию — молодых преподавателей, исследователей, студентов старших курсов. Международная школа проведена, чтобы вовлечь молодых специалистов в зарубежные научные процессы, ознакомить с новыми методиками преподавания на мастер-классах, привить навыки презентаций в международной аудитории. Во всяком случае именно такие задачи мы себе формулировали.

— Как проходил отбор участников на школу?

— Для начала мы заявили приоритетные направления и проблемы, которые предполагалось обсуждать на школе. В частности, это регулирование отношений в интернете, развитие авторского права в странах с разными правовыми традициями, правовая защита персональных данных, правовое регулирование формирования электронного государства. Мы объявили конкурс на участие, причем кандидаты должны были к своим заявкам приложить тексты научных исследований на английском языке — поскольку школа была международной, ее рабочим языком был именно английский. В итоге число заявок в три раза превысило число мест на школе. Отбор мы вели, исходя из соответствия присланных работ заявленным приоритетным направлениям, а кроме того, обращали внимание на оригинальность и новизну исследовательского подхода. В результате в числе участников школы оказались студенты и молодые преподаватели не только ВШЭ, но и других российских и зарубежных университетов. На школу приехали также зарубежные партнеры нашей лаборатории из Франции и Бельгии, коллеги из Великобритании. Все это позволило молодым специалистам не просто обмениваться мнениями по обсуждаемым вопросам с коллегами из других стран, но и налаживать профессиональные связи.

— Как была выстроена программа школы? Кто из приглашенных экспертов на ней выступал?

— Программа школы была очень насыщенной. В первой половине дня проводились две лекции, после обеда — круглые столы, на которых обсуждались презентации участников, а вечером — мастер-классы. Мы стремились представить на школе наиболее актуальные проблемы современной правовой науки, и каждый день был посвящен одной теме — телекоммуникационному праву, вопросам авторского права в цифровую эпоху, правовым аспектам кибербезопасности. Школу открыл Сергей Камолов, заместитель министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, чье выступление вызвало большой интерес.

На школе изучались не только теоретические вопросы, но и практика. С лекциями выступили юристы таких крупных компаний, как IBM, Microsoft, White and Case, Baker Botts LLP. Отдельно хочу отметить и поблагодарить зарубежных экспертов, чьи лекции отличались исключительно высоким уровнем представленного материала — С.Манару (Франция), Б.Коэна (Бельгия), Р.Мур и И.Ллойда (Великобритания).

— Какие из проектов самих участников школы были самыми любопытными? Что в этом плане отмечали эксперты?

— Презентации оценивались как международным профессиональным жюри, так и самими участниками. В результате в первом случае был поддержан проект аспиранта Института государства и права РАН Руслана Нуруллаева, а во втором — проект студента факультета права НИУ ВШЭ Дениса Колесникова. Им вручили призы от компании Microsoft. Кроме презентаций участники представили письменные работы по проблемам легального и нелегального контента в интернете. Лучшие работы по предложению директора по GR «Google Россия» Марины Жунич были переданы в компанию Google для определения окончательного победителя.

— Насколько вообще проблемы киберправа являются сейчас актуальными в России? По вашей оценке, растет ли к ним интерес со стороны студентов и исследователей?

— Интерес к этой проблематике, несомненно, увеличивается — создаются диссертационные советы по информационному праву, вводятся новые лекционные курсы. Но проблема кадров остается, юристы все еще уделяют этой сфере недостаточно внимания. И показательно, что часть заявок на школу была подана молодыми исследователями из неюридических вузов. Мне хочется верить, что наша школа способствовала не только популяризации этого направления, но и расширению представлений участников о глубине происходящих изменений.

— Планируется ли по итогам школы публикация ее материалов или проведение новых исследовательских проектов?

— Материалы школы мы планируем опубликовать на сайте лаборатории. Кроме того, у нас наметились новые совместные проекты с зарубежными партнерами — надеемся, что их результатом станут и новые публикации. Традиционно мы открыты к взаимодействию — лаборатория уже приняла на работу перспективных молодых сотрудников, и я рада, что на школе у нас появились новые друзья, с которыми мы сможем развивать новое направление исследований.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.