Заключительный этап олимпиады «Высшая проба» прошел в 37 городах России
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» в этом учебном году была проведена по 27 профилям, не считая профиля «Анализ данных» в формате Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Общее число регистраций составило 259 479 — почти на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. За выход во второй (заключительный) этап соперничали 114 236 участников, приглашение на заключительный этап получили 34 442 участника. Для проведения очных состязаний заключительного этапа в разные регионы было направлено почти 50 преподавателей из всех кампусов НИУ ВШЭ.
Потенциальные участники заключительного этапа, который прошел с 8 по 18 февраля, могли выбрать любой из 37 городов, принимающих у себя очные состязания «Высшей пробы». На московских площадках ожидалось 14 714 участников, приняли участие более 11,6 тысячи.
В их числе — команда 11-классников из разных городских округов Московской области: Василиса, Денис, Алина и Варвара. Они учатся не только в своих школах, но и в образовательном центре «Взлет», в котором выявляют, развивают и поддерживают талантливых детей.
Ребята специализируются на искусствоведении и в «Высшей пробе» участвуют по разным гуманитарным профилям: русскому языку, культурологии, востоковедению, дизайну и проч. Все четверо рассматривают возможность поступления в ведущие столичные вузы, в том числе в Вышку, ориентируясь на опыт своих преподавателей и старших товарищей, которые уже стали студентами. Например, культурологию в центре «Взлет» у них ведет студентка одноименной образовательной программы бакалавриата НИУ ВШЭ.
У Дениса уже есть диплом Всероссийской олимпиады школьников по литературе, дающий право поступления в вуз без вступительных испытаний, и он приехал на «Высшую пробу» просто для удовольствия. «Моему сердцу необходим адреналин от решения олимпиадных задач», — сказал он. В перечневой олимпиаде Денис участвует впервые, и, по его мнению, атмосфера здесь очень спокойная и комфортная, при этом организаторы держат руку на пульсе и пресекают возможные нарушения.
Содержание «Высшей пробы» по культурологии он характеризует так: «Тут было все, что мне нравится: и проверка знаний фактов, и задания на подумать, на выявление связей. Еще нужно было продемонстрировать навыки работы с академическим текстом — ответить на вопросы и пересказать его своими словами. А в конце — небольшая творческая работа».
10-классник Кирилл из Московской школы на Юго-Западе №1543 участвовал в «Высшей пробе» по биологии. С Высшей школой экономики знаком не понаслышке — лабораторные работы для его класса проводятся на базе Института когнитивных нейронаук, и он собирается поступать на образовательную программу «Когнитивная нейробиология».
На выполнение заданий отводилось 4 часа, но Кирилл уложился в 2,5 часа. «Нам дали время с довольно большим запасом. Много заданий, требующих развернутого ответа, и каждый может выполнять их в привычном для себя темпе», — поясняет он. По его оценке, олимпиада была сложная, но это «приятная сложность», когда нужно «размять мозг» и продемонстрировать свои знания.
В проведении очных олимпиадных состязаний на московских площадках помимо организаторов были задействованы 532 студента-волонтера, многие из которых сами не так давно участвовали в «Высшей пробе». Им хорошо знакомо волнение, которое испытывают школьники, и они стремятся всячески помочь младшим товарищам. Кроме того, волонтеры оттачивают свои коммуникативные и лидерские качества, приобретают навык организации и структурирования масштабных мероприятий.
Александра Новикова работает методистом в онлайн-школе «Фоксфорд» и помогает Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ в проведении олимпиад и конкурсов. Она участвует в олимпиадах с 6-го класса, при поступлении в Вышку получила преференцию благодаря диплому «Высшей пробы» и в прошлом году окончила образовательную программу «Государственное и муниципальное управление», заняв первое место в рейтинге.
Организацией олимпиад и конкурсов Вышки и подготовкой к ним школьников Александра занимается со второго курса — была ментором «Высшего пилотажа», вожатой в Летней многопрофильной школе. «“Высшая проба” — одна из самых массовых олимпиад, и, несмотря на огромный поток школьников, здесь нет суеты, все хорошо организовано, — рассказывает она. — Мы работаем на результат: на церемонии видишь победителей и понимаешь, что ты хотя бы немного причастен к их успеху».
По мнению Александры, организаторы олимпиады — многостаночники: все умеют делать всё. За один рабочий день она успевает поучаствовать в регистрации участников, провести инструктаж волонтеров, проконтролировать проведение олимпиады в двух аудиториях на 100 человек, раздать задания, принять работы и т.д. «Каждый год задания “Высшей пробы” обновляются, и составлены они качественно: в них нет двусмысленности, всегда есть интересная творческая часть», — считает она.
Заключительный этап «Высшей пробы» — не просто ежегодное интеллектуальное состязание, а заметное образовательное событие в разных регионах страны.
Только на московских площадках олимпиады с 8 по 18 февраля было проведено порядка 60 мероприятий для школьников, их родителей и сопровождающих: лекции, встречи, разбор олимпиадных заданий, презентации образовательных программ. Примерно треть мероприятий посвящено технологиям поступления в НИУ ВШЭ и льготам для дипломантов «Высшей пробы».
«Льгота наивысшего порядка — поступление без вступительных испытаний, льгота второго порядка — зачет 100 баллов по предмету вместо результата ЕГЭ. Если у абитуриента льгота “без вступительных испытаний”, он может использовать ее один раз в одном вузе на одной образовательной программе. А если льгота “100 баллов вместо ЕГЭ”, ее можно использовать на всех образовательных программах, в конкурсе на которые он участвует», — рассказала заместитель начальника Управления по организации приема НИУ ВШЭ Оксана Кононенко.
На встрече с родителями она также подчеркнула, что участие в интеллектуальных состязаниях, которые проводит Вышка, — это еще и вклад в развитие личности абитуриента, в формирование таких качеств, как выдержка, выносливость, способность действовать в сложных стрессовых ситуациях, в том числе на экзаменах.
Пообщаться с представителями НИУ ВШЭ можно было как в Москве, так и на площадках проведения олимпиады в других регионах. «Каждый год в феврале мы направляем ведущих преподавателей Вышки в большинство регионов из числа тех, где проходит заключительный этап “Высшей пробы”. Они не только координируют его проведение, но и выступают на просветительских и презентационных мероприятиях, участвуют в Днях с Высшей школой экономики в регионе», — рассказывает директор по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ Тамара Протасевич.
На них приглашают как участников олимпиады, так и всех желающих. «Только в этом году мы направили почти 50 преподавателей из всех кампусов университета в разные города. В их числе — Уфа, Ростов-на-Дону, Краснодар, Липецк, Калининград, Сыктывкар, Омск и многие другие. Новацией этого года стало проведение мероприятий на базе и при участии партнерских школ НИУ ВШЭ», — добавляет Тамара Протасевич.
Профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Носов участвовал в организации «Высшей пробы» в Псковском госуниверситете. По его оценке, этот вуз заботится о развитии олимпиад и стремится играть значимую роль в олимпиадном движении.
Дмитрий Носов
«Мотор этого процесса — ректор университета Наталья Анатольевна Ильина, которая сама является членом Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по биологии, возит российские команды на международные олимпиады по этому предмету, — рассказывает Дмитрий Носов. — В рамках заключительного этапа “Высшей пробы” были организованы трехдневные курсы повышения квалификации для учителей обществознания. Часть занятий провел я, часть — зампредседателя ЦПМК по обществознанию Валерия Тороп, специально прилетевшая в Псков на выходные».
На олимпиаде в Уфе работали старший преподаватель факультета права НИУ ВШЭ Дмитрий Максимов и старший преподаватель факультета экономики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Татьяна Николаева. На гербе Уфы изображена бегущая куница, и этот символ, по мнению Дмитрия Максимова, отражает атмосферу олимпиады. Среди башкирских школьников немало тех, кто стремится поучаствовать в разных профилях «Высшей пробы», и к концу первой недели организаторы их узнавали и помнили по именам.
Дмитрий Максимов
«Наши участники — в основном жители Уфы, им нравится, что олимпиада проходит недалеко от дома, в Башкирском государственном аграрном университете, здание которого выглядит как монументальный храм науки. Нам очень помогли волонтеры и сотрудники организационной службы университета, состязания прошли в интеллигентной атмосфере, свойственной Башкортостану. Ребята ориентированы на поступление не только в столичные, но и в башкирские вузы. Уезжать из Уфы нет особого смысла: это динамичный город, здесь строится огромный общеуниверситетский кампус, где студенты разных вузов смогут проводить совместные исследования», — отмечает Дмитрий Максимов.
На олимпиаде в Томском региональном центре развития талантов «Пульсар» наблюдателями от Вышки выступили главный аналитик факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Сергей Баринов и соруководитель образовательной программы «Политология и мировая политика» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Денис Стремоухов.
Сергей Баринов
«И для нас, и для томских коллег это был первый опыт организации “Высшей пробы”. Однако в “Пульсаре” уже не раз проводили другие интеллектуальные состязания — встраиваться в отлаженный механизм было легко и приятно. Кроме того, мы прочли ребятам лекции о профессиях географа и политолога, о том, где можно получить высшее образование по соответствующим направлениям. Очень признательны коллегам за возможность проведения лекций, организацию онлайн-трансляции и оповещение школьников», — отмечает Сергей Баринов.
По его оценке, в ходе заключительного этапа «Высшей пробы» Томск подтвердил звание интеллектуальной и студенческой столицы России. Учащиеся вели себя образцово, за 11 дней не было ни одной жалобы на плохое самочувствие, притом что состязания проводились во второй половине дня и заканчивались в вечернее время. «Даже 9-классники демонстрировали большой олимпиадный опыт, а действия 11-классников были отточены до автоматизма, — добавляет Сергей Баринов. — Надеюсь, что многим из тех, кто участвовал в нашей олимпиаде в Томске, она поможет осуществить свои мечты и ребята станут студентами ведущих вузов России».
Вам также может быть интересно:
«Почти 220 тысяч школьников и студентов стали участниками десятого сезона НТО»
Завершилась регистрация на юбилейный, десятый сезон Национальной технологической олимпиады (НТО). Заявки на участие в треках самых масштабных инженерных соревнований подали школьники и студенты из всех российских регионов и ряда зарубежных государств, среди которых Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
«Ваш путь в будущее»: в Вышке наградили дипломантов московского кейс-чемпионата
В 32 городах России завершились региональные кейс-чемпионаты школьников по экономике и предпринимательству. Один из них — кейс-чемпионат в Москве, приглашения на который получили 1200 участников в составе 360 команд. 10 ноября в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось награждение его победителей и призеров. Ряд команд были отмечены в специальных номинациях партнерами кейс-чемпионата.
Стартовал новый сезон олимпиады по промышленной разработке PROD
Факультет компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ совместно с Т-Банком и Центральным университетом объявил о начале нового сезона олимпиады по промышленному программированию PROD. Ученики 8–11-х классов смогут протестировать профессию программиста, работая над реальными кейсами от ИТ-компаний и сотрудничая с преподавателями ведущих вузов.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров
Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.
До 4 ноября продлена регистрация школьников на Национальную технологическую олимпиаду
Прием заявок на трек для учащихся 8–11-х классов Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в Высшей школе экономики, продлен до 4 ноября. В десятом сезоне самых масштабных в России командных инженерных соревнований для старшеклассников открыто 32 направления. Победа во многих из них дает возможность получить 100 баллов ЕГЭ по одному из предметов или поступить в вузы без вступительных испытаний. На ряде направлений предусмотрена система стажировок и призовой фонд.
«Высшая проба» по промышленному программированию: как подготовиться и принять участие
В этом учебном году на олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль для учеников 9–11-х классов — «Промышленное программирование». Его соорганизатор — «Яндекс». О том, на кого рассчитан профиль, какие задания будут предложены и что необходимо для победы, в интервью «Вышке.Главное» рассказал руководитель Яндекс Лицея Александр Паволоцкий.
НТО зажигает «Факел»: открыт прием заявок на премию для выдающихся выпускников
Национальная технологическая олимпиада (НТО), проектный офис которой работает в Высшей школе экономики, объявила о запуске премии «Факел» для выдающихся выпускников. В год проведения юбилейного, десятого сезона НТО решено отметить участников олимпиады прошлых лет и их вклад в технологическое, научное и социальное развитие России. Прием заявок на премию открыт на сайте.
На олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль — «История искусств»
В 2024/25 учебном году олимпиада по этому профилю пройдет впервые. Она рассчитана на учеников 9–11-х классов, которым интересно искусство разных эпох и которые планируют свое профессиональное развитие в сферах, связанных с искусством, — науке, музейной работе, художественной критике и других.
Обучающая программа для участников конкурса «Высший пилотаж» стартует 10 октября
Продолжается регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», который в этом учебном году проводится десятый раз. Число прошедших регистрацию на отборочный этап конкурса в дистанционном формате уже превысило 11 тысяч человек. Оргкомитет приглашает на серию обучающих вебинаров, которая начнется 10 октября.