• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

К ежемесячной зарплате учителя надо добавить 7—8 тысяч рублей

Ректор Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов выступил 24 декабря на интернет-пресс-конференции в российском информационном агентстве РосБизнесКонсалтинг (РБК).

В пресс-конференции на тему "Общество и образование. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?" также приняли участие член ОП РФ, директор средней общеобразовательной частной школы "Наследник" Любовь Духанина и член ОП РФ, директор центра образования "Царицыно" № 548 г. Москвы Ефим Рачевский.

Ярослав Кузьминов говорил о позитивных переменах, которые произошли в сфере образования в последнее время. "Россия сегодня переходит от пассивного развития экономики к интенсивному. Этот переход является вынужденным, потому что потенциал экономического роста страны за счет экспорта сырьевых ресурсов практически исчерпан. Потенциал же роста за счет развития базовой обрабатывающей промышленности относительно невелик, по крайней мере, его экспортные возможности достаточно ограничены, потому что и базовые услуги, и традиционное производство — это те сектора, где очень велика доля цены труда, а по этому критерию Россия никогда не выиграет у Юго-Восточной Азии и Китая".

Ярослав Кузьминов представил данные, согласно которым средняя зарплата в России уже составляет 500 долларов, а по паритету покупательной способности это 800 долларов. "Я думаю, что россияне ощущают плоды сегодняшнего успеха экономики страны". Однако, по мнению ректора Высшей школы экономики, для того, чтобы Россия заняла достойное место в числе передовых экономик мира, чтобы доходы российских семей и их возможности росли быстрее, чем в других государствах, "необходимо серьезно инвестировать в те сектора, с которыми связано, в первую очередь, производство интеллектуального продукта. Сегодня в развитых экономиках творческий труд, интеллект создает 40—50 процентов валового внутреннего продукта, в России эта доля значительно ниже. И если Россия намерена войти в число 4—5 передовых экономик мира, то "этот разрыв необходимо компенсировать". Вот почему "мы должны инвестировать в свое образование, должны модернизировать его, ибо это является отправной точкой интеллектуальной революции в экономике страны".

Ярослав Кузьминов охарактеризовал нынешнее положение дел в системе российского образования. Во-первых, это образование массовое. "Если в среднем по странам ОЭСР менее 30 процентов людей получают профессиональное образование высокого уровня, то в России такого рода людей более половины". Проблема, однако, в качестве того образования, которое получают россияне. "К сожалению, структура профессионального образования в России показывает, что в стране с 1990-х годов шло быстрое расширение самого дешевого профессионального образования независимо от того, развивалось ли оно за счет бюджетных средств, как в ПТУ и техникумах, или за счет частных ресурсов, как в высшем образовании". В России "510 студентов на 10 тысяч человек, это столько же, сколько в США. И по этому показателю мы на втором месте в мире". Однако "из этих студентов половина — заочники". А в развитых экономиках "доля заочников составляет не более 30 процентов, в ряде стран — 15—20 процентов". При этом "тот заработок, на который может рассчитывать российский гражданин, та премия, которую получает человек за счет того, что у него есть диплом о высшем образовании, у нас в два-три раза меньше, чем в других странах". Диплом о начальном или среднем профессиональном образовании вообще не влияет на размер заработка, что является весьма тревожным сигналом для экономики".

Поэтому важно "поднять качество потока образования в России". Но это качественное образование "должно быть доступным", особенно если учесть, что в "России начались процессы очень быстрой социальной стратификации в образовании". Как "явно ненормальную" расценил ректор Вышки ситуацию, при которой у детей из малых городов и малых населенных пунктов вероятность поступить в вузы после школы в 10 раз меньше, чем у детей из крупных городов. Выделяются школы очень качественные, с хорошим уровнем обучения, где собраны лучшие учителя, получающие хорошую зарплату и "где учатся 20—25 процентов детей верхних слоев населения". Вместе с тем есть школы со слабыми показателями, "развивается теневая платность в школах, несмотря на формальную бесплатность". Можно было бы привлекать и частные средства в образование, но "не стоит делать общеобразовательную школу сектором, который развивается за счет частных денег, потому что частные деньги ведут к неравенству". Ведь во всех либеральных странах система образования обеспечивает всем равный старт, "а наверх выходят те, у кого лучшие способности, у кого больший талант независимо от социального статуса родителей".

Ярослав Кузьминов говорил о мерах, направленных "на развитие отечественного образования". Прежде всего, необходимо выйти "на новый контракт общества, государства и учителя". Основная проблема российского образования состоит в "распаде профессионального сообщества педагогов, в массовом отказе учителей общеобразовательной школы от того, чтобы быть воспитателями, а в высшей школы — от того, чтобы быть исследователями".

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
Тревогу вызывает то обстоятельство, что ситуация развивается по нарастающей, ибо зарплата в образовании не обеспечивает достойного жизненного уровня. "Уровень оплаты труда учителей — порядка 9—10 тысяч рублей — меньше, чем у врачей. К ежемесячной зарплате учителя надо добавить 7—8 тысяч рублей, чтобы он стал представителем среднего класса общества, чтобы у него было право выбора, чтобы он чувствовал себя интеллигентом". Вот тогда в школу придут "амбициозные люди, которые будут ответственно относиться к своему делу". Что касается российских вузов, то там "преподаватели получают как минимум 12—15 тысяч рублей, но больше половины этих денег они зарабатывают не по основной ставке, а где-то в других вузах". Преподаватели превращаются в почасовиков, перестают заниматься научными исследованиями, в результате "только 16 процентов преподавателей российской высшей школы участвуют в реальных исследованиях, что является самым низким показателем в мире".

Вот почему Общественная палата РФ считает необходимым поднять бюджетное финансирование образование до уровня большинства развитых стран мира, то есть от нынешних 3,5—3,7 процентов валового внутреннего продукта до 4,5—4,7 процента — среднего показателя большинства развитых стран. "Мы полагаем, что такого рода меры возможны макроэкономически и могут быть осуществлены в течение ближайших 3—4 лет. Эти средства должны быть направлены, в первую очередь, на достижение эффективного контракта с преподавателем и на поддержку научных исследований в высшей школе", — подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ.

Далее участникам пресс-конференции задавали вопросы. На вопрос о том, каких решений в сфере образования стоит ждать от нового состава Госдумы РФ, Ярослав Кузьминов ответил, что в первую очередь — о законодательном оформлении исследовательских институтов. Необходимо выдвинуть группу ведущих вузов, сосредоточив на них финансирование и предоставив академические свободы, которые позволили бы им конкурировать с главными международными университетами. Именно так поступили китайские коллеги. В международном рейтинге в число первых 200 вузов входит один российский вуз — МГУ — и восемь китайских университетов.

Необходима более четкая регламентация прав работодателей в отношении системы образования и регулирование рынка профессиональных квалификаций.

Конечно, следует незамедлительно провести реформу начального профессионального образования. Необходимо подключить к обучению квалифицированных исполнителей те учебные центры, которые созданы за последние 10 лет частными компаниями, допустить их к бюджетному финансированию и ввести нормативно-подушевое финансирование этой сферы.

Наконец, нам необходимо регулирование в области кадрового развития и оплаты труда в образовании. Сегодня система образования находится в общем ряду бюджетников, и необходимо перейти к иной системе, оставив и расширив государственное финансирование и гарантии, необходимо предоставить больше свободы учебным заведениям в формировании оплаты труда.

Вот эти вопросы должны быть отрегулированы новой Госдумой, причем желательно в ближайшие два года.

Николай Вуколов

Фотографии Виктории Силаевой

Стенограмма и аудиозапись пресс-конференции на сайте РБК.

Текст доклада "Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?"

 

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».